|
Взгляд сверху
на
безрезультативные результаты
российских
стратегов инновационного развития страны. |
|
|
Глобальный
инновационный рейтинг INSEAD
Согласно
результатам исследований, ежегодно проводимых INSEAD, Россия
по уровню развития стабильно занимает недостойное для
"великой державы" место в 5-м десятке,
позади Турции,
ОАЭ, Греции, Польши, Болгарии, Словакии, Литвы,
Малайзии, Латвии, Кипра, Португалии... не говоря уже о Китае...
и совсем не видя далеко впереди Финляндию, США, Англию, Швецию и
Швейцарию.
Признавая научные достижения страны,
достигнутые в прошлом веке во времена СССР,
INSEAD перечисляет следующие преграды на пути
инновационного
развития России:
● неблагоприятная среда
администрирования со стороны госструктур
>>>
● плохой инвестиционный климат
● фрагментарность и бессвязность
системы инновационного развития страны
● устаревшие организационные
структуры
● чрезвычайно низкая доля
предприятий, нацеленных на
лидерство
на мировом рынке передовых продуктов и услуг. |
|
"Ведущая" организация
под стать низкому рейтингу страны
Любопытства ради, поучаствовал в
двухдневной Акселерационной сессии для образовательных проектов, проводимой
Агентством стратегических инициатив (АСИ). Почувствовал себя
академиком, приглашенным на средненький урок в начальной школе.
По сравнению с передовой
практикой
, содержание
мероприятия, методы его проведения и оценки
проектов в АСИ тянут лишь на "слабенькую троечку". Да и По
Российским меркам, средненько: менее требовательные участники
остались довольны, а более требовательные −
недовольны.
|
|
Пригласили
инноваторов в "черный ящик" и обманули ожидания
Для начала, сотрудники АСИ решили
вовсе не управлять ожиданиями участников и даже не сообщили им,
чем те будут заниматься на акселерационной сессии ("Кипятильнике").
То есть пригласили всех оторваться от созидательных дел и приехать в
"черный ящик" за свой счет. Люди поверили организации, Председателем
наблюдательного совета которой является Президент страны, и
приехали. Когда же "черный ящик" раскрыли, его
содержимое для многих продвинутых инноваторов оказалось слишком
примитивным и
разочаровывающим. В результате пострадали как участники,
клюнувшие на "пустышку", так и
имидж и бренд АСИ.
|
|
Не понимают разницы
между ремесленниками и прорывными инноваторами
Уровень компетентности
сотрудников АСИ в
области создания мелких улучшений неплох, однако признаков
компетентности в заявленной как основной области деятельности АСИ −
создании стратегических прорывов ─
не заметно. Так, сотрудники АСИ, представленные как
выдающиеся
лидеры
направлений агентства, считают, что состязания среди ремесленников WorldSkills и
есть состязания в искусстве создания
прорывных инноваций, то есть не видят разницы между,
образно говоря, "Стахановыми" (передовиками
производства) и "Стивами
Джобсами" (прорывными
инноваторами, меняющими мир). И откуда ж тогда взяться
стратегическим прорывам?
|
|
Абсурдный подход к
оценке проектов
Для определения суммарной оценки
проектов участникам предлагалось поставить оценки проектам
конкурентов, и на основании этих оценок модераторы потом давали
рекомендации, какие проекты АСИ следует поддержать. Ну, не абсурд?
|
|
Призыв отстающих к
идущим впереди
На завершающей мероприятие сессии
организаторы из АСИ призвали участников подавать более амбициозные
проекты, с глобальным размахом. Странный призыв, поскольку на
конкурс подавались не просто амбициозные, а супер-амбициозные и уже
работающие на мировом рынке прорывные проекты, охватывающие десятки
стран
.
Однако, как выяснилось в ходе их презентации, подобные проекты
находятся далеко за областью воображения и компетенций оценщиков
проектов и сотрудников АСИ.
|
|
ИТОГО
В общем уровень работы АСИ, как головного агентства
стратегических инициатив и
устремлений России, вполне соответствует низкому инновационному
рейтингу страны в целом. А чего иного ожидать от госучреждения?
|
|
3 главные причины
торможения инноваций в России
❶
Экономика управляется сверху, а там
заниматься инновациями не
хотят. По их же словам, им "проще потом развести руками, мол,
"как мы такую штуку упустили?", чем сейчас проявлять
инициативу". У российских чиновников
менталитет не дерзкого скачка на самый верх, а улитки, тихо
ползущей на следующую ступеньку. А чем выше ступеньки, тем более
агрессивные стратегии инновационного развития разрабатывают там
находящиеся. Да и находящиеся снизу тоже все больше ускоряются.
Так что, с нынешним подходом о том, чтобы
сделать резкий скачок,
можно и не мечтать ‒ впереди Монголии бы удержаться. Тем более,
что улитка правительственных программ очень часто ползет в
неправильном направлении, или вообще превращается в рака и
начинает
пятиться назад.
>>>
❷
Малый и средний бизнес
‒ основной двигатель инноваций ‒ в России, по сути,
душат.
Его доля в экономике в России в разы меньше, чем в
гармонично
развивающихся странах, а высокая кредитная ставка мешает
делать долгосрочные инвестиции в инновационные разработки.
❸
На уровне создателей инноваций, главная проблема в том, что они
плывут не туда ‒ стараются решить технологическую проблему, а не
создать максимальную
ценность
для потребителя. |
|
Российское образование в противофазе
с потребностями развития
Когда ‒ до ИТ-революции ‒ для
создания инноваций нужны были узкие
предприимчивые специалисты, наша система образования
фокусировалась на выращивании широких, изобретательных и
непредприимчивых. Когда ‒ после ИТ-революции и перехода к
→
системным инновациям
‒ востребованными стали широкие изобретательные специалисты,
российская система образования стала разрушать ныне
востребованную школу широкого образования и выращивать
неизобретательных и по-прежнему
непредприимчивых
"специалистов"...
>>> |
|