Полный дзен (полу-шуточный
стишок)
Полный
штиль настал во мне.
В каждой луже ‒ по луне.
Мы сидим, как зеркала...
→
Жизнь течет, как и текла.
Созерцаю. Смолкла речь.
Не мешаю жизни течь.
Наконец-то я постиг,
Как прекрасен каждый миг.
>>>
Громогласный, хоть и нем,
Я желаю дзена всем.
Дзену
→
счастье
сдастся в плен ‒
Будет вечный полный дзен.
Был бы дзен слегка худой,
Мысли прыгали б ордой.
Но от дзенской полноты
Придавились все
мечты.
...
33-е октября.
Ждал его всю ночь не зря:
Вместо грез и маеты ‒
Мыслей чистые листы...
...
Вновь желаю дзена вам,
Вашим мыслям и домам.
Если ж дзен к вам не пришел,
Тоже, в общем, хорошо.
|
Суть дзен буддизма
"Дзен ‒ это не
какое-то возбуждение,
а просто концентрация на повседневных вещах."
‒ Шунки Судзуки
Дзен, школа Махаяна-буддизма, – это внутренне искусство и
дизайн жизни. Это "особое учение без священных текстов, вне слов и
букв, о сущности человеческого разума, проникающее прямо в его
природу, и ведущее к
→
просветлению."
Основы Дзен были заложены буддийским
монахом
Бодхидхаpмой в Китае, куда он пришел из
Индии в
VI веке. В XII
веке учение Дзен проникло в Японию.
В Китае учение Дзен известно под
названием Чань. Учителя Чань-Дзен, взяв многое из
учений Будды, проложили свой путь к просветлению и единству с
Унивеpсумом (Вселенной, Космосом).
Дзэн вдохновлен
даосскими и
буддийскими идеями, но выражает и нечто новое. Он прост, житейски приземлен
и прям.
>>>
Древние учителя Дзен, такие как Линь-чжи,
учат: не нужно блуждать, в поисках
того, что никогда не терялось, и что находится прямо перед вами, прямо
сейчас.
Пробуждение – это в первую очередь вопрос дерзости, решимости
“отпустить себя” тут же, не откладывая, ни на миг не сомневаясь в том, что
естественное, спонтанное поведение человека и есть ум
Будды. "В буддизме нет места усилиям." – учит Линь-чжи.
"Будь обыкновенным человеком — вот и все. Попадая из одного места в другое,
считай каждое своим родным домом, и все они и вправду будут им. Ибо когда
обстоятельства складываются, ты не должен пытаться изменить их. Тогда твои
обыкновенные навыки чувствований, которые создают корму для пяти
преисподних, сами собой превратятся в Великий Океан Освобождения.
>>>
"До
достижения просветленности руби дрова и носи воду.
После достижения
просветленности руби дрова и носи воду."
‒ Ву Ли
Дза-дзен ‒ сидячая медитация
Эта простая дзенская практика может очень
полюбиться любому. Практиковать сидячую
медитацию дза-дзен легко ‒ нужно просто сидеть, ничего не делая, ни о
чем не думая, целиком растворясь в окружающем мире и себе. Дзенские каждый
день выделяют время для дза-дзен. Он помогает лучше осознавать реальность и
находиться в ней.
Преврати любую обыденную работу в медитацию
Дзен учит полностью концентрировать на том,
что ты делаешь, наслаждайся этим, становясь со свои делом единым целым. Даже
если ты занимаешься обыденными делами ‒ моешь посуду, убираешься, готовишь
пищу ‒ делай это с полным осознанием, не торопясь и на 100%.
Дзен как капкан для
→
креативности
Даже не практикующим дзен приверженцам
азиатских философий
сложнее заниматься
→
творчеством,
поскольку азиатские философии призывают
познавать реальность,
а не
→
изменять
ее. Дзен же накладывает еще и дополнительные ограничения, призывая полностью
концентрироваться на мытье посуды и других рутинных делах. А ведь именно
рутинные дела позволяют мозгу расслабиться и пофантазировать. Так что, если
не хочешь заморозить свою природную
→
креативность,
не уходи в дзен с головой ‒ оставь отдушину для творчества.
Дзенские притчи
Чашка
чая
Hан-ин, японский учитель Дзен, живший в эпоху
Мейдзи (1868-1912), принимал у себя университетского профессора, пришедшего
узнать, что такое Дзен. Hан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку
доверху и продолжал лить дальше.
Наблюдая за этим, профессор, наконец, не
выдержал: "Чашка же переполнена. Больше в нее не войдет!"
"Вы полны ваших собственных мнений и
размышлений так же, как эта чашка," –
ответил Hан-ин. – "Как я смогу
показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошите свою чашку?"
>>>
Знание рыб
Однажды дзенский мастер Чуан Дзы
шел с другом вдоль реки. "Посмотри на этих плавающих рыб," ‒
сказал Чуан Дзы. "Они получают огромное наслаждение."
"Ты ведь ‒ не рыба, так
что не можешь
знать, что они получают наслаждение," ‒ ответил друг.
"А ты ‒ не я, так что не можешь
знать, знаю ли я, получают рыбы наслаждение или нет," ‒ ответил Чуан
Дзы.
>>>
|